06:47

Блять, Харука!©
Увидела вконтакте и решила потащить сюда. Не раз уже читала в сети что школьники не знают многих старых слов и не могут читать книги или стихи по школьной программе. Ужас какой-то.


"Унылая пора". Московские школьники не могут выучить произведения классика...

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».

Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Иоланта Качаева, "Московские новости"

А вот еще, нашла в тему
Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:

Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке.

И вот что получилось у детишек.
Начнем с того, что самыми понятными словами этого четверостишья оказались "тулуп" и "кушачок".
Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано - "Летит". Значит летит. Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо из-за созвучия слов "кибитка" и "куб". И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что делает? Правильно - взрывает. Кого? Бразды пушистые.
Что же такое бразды? Видимо если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что за название непонятное "бразды", что за звери? А нормальные такие звери. Инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.
И вот вполне уже логичная картина получается - летит кубической формы серьезный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов - браздов сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья. (Понятие падежей первоклассником ведь не известно еще в силу возраста. Поэтому никого не смутило, что написано-то бразды, а не браздов, как по идее должно было бы быть).
А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он, сидя на обруче (облучек - обручок, почти совсем одно и то же), в кожухе и с лопатой в руках. Почему с лопатой? Ну, как же - он же ямщик, чем же еще ему ямы копать.
Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем - браздов хоронить! Логично? Логично.



Комментарии
27.01.2014 в 06:04

Блять, Харука!©
Ну может и задумается. Бывает всякое))
29.01.2014 в 01:11

I'm a barbie girl, in my barbie world ^_^
.Харука., ну не знаю, не думаю, что все так страшно. У нас вот тоже малой-второклассник. Недавно поставило его в тупик слово "ненастный". Ну не употребляют его в семье почти никогда. Ничего, объяснили, поняли. Я читать много и с удовольствием тоже начала далеко не в первом классе, а из-под палки толку то никакого не будет. Помню, в каком тупике была от слова "вёдро".

Хотя нет, миль пардон, перефразирую. Не думаю, что все так страшно с детьми. Страшно с родителями.

А по поводу неучибельных стишков... Павло Тычина, я запомню тебя навеки...
29.01.2014 в 06:08

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
Павло Тычина, я запомню тебя навеки...

Филафея, легче съисти кирпичину?:)
29.01.2014 в 20:08

I'm a barbie girl, in my barbie world ^_^
Кэналлийский Воронёнок, причем гораздо! =)
30.01.2014 в 03:30

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
Филафея, это ж какие зубодробительные стишата должны быть!
30.01.2014 в 05:51

Блять, Харука!©
Филафея, Ну да, меня в этом вопросе удивляют не дети а их родители.
07.02.2014 в 00:29

I'm a barbie girl, in my barbie world ^_^
Кэналлийский Воронёнок, огого, ввела в заблуждение) Вот, что мемы с людьми делают... Самый неучибельный был стих Григория Сковороды, это он зарублен ВОТ ТАКИМ рубцом на коре головного мозга... А у Тичини весьма недурственная лирика, но с размером бедааааа.....

Арфами, арфами
10.02.2014 в 15:27

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
Филафея, да-а-а-а-а... размерчик, однако, горилки перебрал:)! И не закусывал притом:).
18.03.2014 в 23:26

И на обломках главпочтамта напишут ваши имена
Сонный Ворон, Как корабль, что готов менять оснастку,То вздымать паруса, то плыть на веслах,Ты двойной предаваться жаждешь страсти,Отрок, ищешь любви, горя желаньем,Но любви не найдя, в слезах жестоких,Ласк награду чужих приемлешь, дева!Хрупки весла твои, увы, под бурей,Дай же ветру нырнуть в твои ветрила!

Боже и тут Покровские ворота... Орловичи прилетели.
18.03.2014 в 23:29

Существует всего четыре возраста человека: ребенок, неудачник, старик и мертвец. Все. (с) Дилан Моран.
Боже и тут Покровские ворота... Орловичи прилетели.
Олененок-каваллерист, ну, это еще до Орловичей написали. :-D